Как помочь ребенку в период адаптации к детскому саду
Прежде всего, вы сами должны быть психологически готовы к расставанию. Успокойтесь и не нервничайте – любое ваше внутреннее состояние сразу передастся ребенку. В ваших силах сделать так, чтобы малыш преодолел адаптационный период без особых нервных затрат.
- Приводить ребенка вначале желательно на 1-2 часа в первую или вторую половину дня, когда дети находятся на прогулке. Именно в это время ему легче будет ориентироваться в окружающей обстановке, познакомиться ближе с воспитателями и детьми. С другой стороны нежелательно, чтобы, ребенок был свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей, что вполне возможно в утренние часы при расставании с родителями. Планируйте свое время так, чтобы у вас была возможность забирать ребенка в любое время.
- Желательно разработать несложную систему прощальных знаков (например: воздушный поцелуй, прощание двух мизинчиков, рукопожатие) и ежедневно повторять ее. При этом важно уходить, не задерживаясь, не оборачиваясь – так малышу будет проще отпускать вас. Если вы не будите бояться разлуки с ребенком, то и он будет легче ее переносить. Конечно же, вы беспокоитесь о том, как будет вашему ребенку в детском саду, но долгие прощания с обеспокоенным выражением лица, у ребенка вызовут тревогу, что с ним здесь может что-то случиться, и он долго не будет вас отпускать.
- Впервые дни какое-то время родители могут находиться вместе с ребенком в ДОУ, что позволит ему спокойнее ориентироваться в новых условиях, но не стоит злоупотреблять.
- Ребенок может принести из дома фотографию близких людей, свою любимую игрушку, что также придаёт ему уверенность, обеспечивает психологический комфорт. Игрушка обычно занимает внимание ребенка, помогает отвлечься от расставания с родителями. Спустя некоторое время можно предложить ребенку оставить игрушку «ночевать» в детском саду, а на утро снова с нею встретиться. Поиграйте с ребенком игрушкой в детский сад, пусть она побудет самим ребенком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что говорит, помогите вместе с ребенком найти ей друзей и порешайте проблемы вашего ребенка через неё, ориентируя игру на положительные результаты.
- На первых порах лучше забирать ребенка домой ко времени дневного сна.
- Во время прощания родители должны всегда демонстрировать хорошее настроение, чувствовать себя уверенно, общаться с ребенком только доброжелательным тоном и обязательно уточнить, когда заберут его домой. При этом никогда не задерживайтесь, старайтесь приходить вовремя.
- После детского сада можно погулять с ребенком на детской площадке, в парке, похвалить его за проведенный день: «Молодец! Ты хорошо ведешь себя, я горжусь тобой», продемонстрировать свою любовь и заботу. Дома в привычной обстановке, ребенку необходима разрядка внутреннего напряжения (ребенок устает в детском саду от общения с большим количеством людей, разных правил и требований). Позвольте ему выразить свои эмоции: пошуметь, пошалить, поиграйте с ним в подвижные игры.
- Следует создать спокойный, бесконфликтный климат в семье, уменьшить нагрузку на нервную систему (на время прекратить походы в цирк, театр, гости). Сократить просмотр телевизионных передач.
- Необходимо поддерживать и в выходные такой же режим дня как в детском саду.
- Если ребенок тяжело расстается с матерью, то первое время желательно водить его отцу.
- Необходимо по возможности избежать перерывов в посещении детского сада – неделька дома не только не поможет малышу адаптироваться к саду, но и продемонстрирует ему, что есть и другой вариант, которого можно добиваться.
- Не отучайте от вредных привычек в период адаптации.
- В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и сотрудников. А также волнующих вас проблем, связанных с детским садом. Вам кажется, что малыш, который с грохотом катает по коридору машину, ничего не слышит? Будьте уверены, не только слышит, но и впитывает как губка. И пока на подсознательном уровне усваивает: в садике плохо. Поэтому все разговоры должны вестись в отсутствие ребенка. Обсуждайте с ребенком: как прошел день в детском саду, Говорите о радостных перспективах, о встрече с друзьями, новых играх, игрушках.
- Не пугайте детским садом. Фразы типа «не балуйся, а то отправлю в детский сад!» могут поселить в его душе страх, который потом будет трудно побороть. Но и идеализировать не нужно будьте честными: говорите о требованиях (слушать воспитателя, соблюдать распорядок дня, не обежать других) .Не обещайте ребенку вознаграждения за посещение детского сада. Дайте сразу понять: Впереди обычная жизнь, в ней будут друзья, интересные игры, прогулки.
- Используйте релаксационные упражнения, адаптационные игры (с песком и водой).
- Подчеркивайте, что ваш ребенок, как и прежде, дорог вам и любим, чаще обнимайте, поглаживайте, называйте ласковыми именами.
Хочется видеть каждого ребёнка, идущего в наш детский сад, счастливым, а не обременённым непосильными для его возраста заботами. Каждый взрослый, если он любит, понимает и не разучился играть, может помочь ребёнку вырасти счастливым и довольным окружающим, как в семье, так и в детском саду.
Место родителей и педагогов рядом с ребёнком, может быть чуть впереди. Не подавляйте, не подминайте, не наказывайте, а предостерегайте, предоставляйте право решать самому ребёнку. Воодушевляйте и возвышайте. Пробуждайте и поддерживайте естественное стремление ребёнка быть хорошим.
Главный принцип позитивного общения – безусловно, принимать ребёнка. Любить его не за то, что он красивый, умный, способный, помощник, а просто так, просто за то, что он есть.