КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»
ГОРОДСКОЙ КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА
«УЧИТЕЛЬ ГОДА – 2015»
Абрамова Г. А., воспитатель
МБДОУ «Детский сад №87»
Развитие позитивных эмоций у детей-инвалидов через соприкосновение с миром бумаги
( «Посмотри на мир глазами художника»)
Актуальность
Воспитание и образование детей с ограниченными возможностями являются актуальными вопросами современности. Они широко обсуждаются на федеральном, региональном и муниципальном уровне. Повсеместно подчёркивается предпочтительность и необходимость воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в семье и в образовательных учреждениях, а не в медицинских, так как при организации специального интегрированного подхода, они усваивают формы коммуникации, овладевают несложными трудовыми и социальными навыками, развиваются физически.
Своевременное оказание необходимой психолого-медико-педагогической помощи в дошкольном возрасте позволяет обеспечить коррекцию основных недостатков в развитии ребенка к моменту начала его обучения на ступени начального общего образования и таким образом в дальнейшем подготовить его к обучению в школе.
Коллектив нашего муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 87» города Кургана вносит свой педагогический вклад в развитие и реабилитацию детей с ограниченными возможностями. В течение 25 лет в ДОУ воспитываются дети-инвалиды: с врожденным нарушением опорно-двигательного аппарата.
Проблема
Все эти дети — инвалиды детства, и одной из самых актуальных проблем в их жизни являются трудности социальной адаптации. Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Трудности приводят их к возникновению эмоциональных проблем (страх, тревожность, агрессия и т.д.). Это становится серьезным препятствием в развитии и дальнейшей социализации ребенка. «Особому» ребенку необходимы уверенность в себе, стремление к успеху, ему необходимы положительные эмоции. Известный педагог, автор многих книг о воспитании детей А. Нилл подчеркивал: «Все образование направлено на интеллект, но если бы эмоциям была предоставлена истинная свобода, то интеллект сам позаботился бы о себе».
Цели и задачи воспитательно-образовательной работы с детьми — инвалидами
В Федеральном законе 273 — ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» говорится об организации получения образования детей с ОВЗ (ст.79) и одно из приоритетных направлений работы нашего детского сада является внедрение инклюзивного образования в ДОУ. Для оказания помощи детям в ДОУ организована целенаправленная педагогическая деятельность. Работа строится в тесной взаимосвязи специалистов ДОУ: педагог-психолог, инструктор по ЛФК, музыкальный руководитель, воспитатели, старшая медсестра. Мы разрабатываем и реализуем индивидуальную программу коррекционно-развивающей работы с детьми — инвалидами, которая позволяет наметить индивидуальную траекторию развития ребёнка.
Цель воспитательно-образовательной работы с детьми — инвалидами: на основе взаимодействия с родителями развивать те качества и сформировать у них те навыки, которые подготавливают социальную адаптацию и интеграцию в общество, сначала в детском саду, в дальнейшем в образовательных учреждениях.
Для достижения обозначенной цели педагоги решают следующие задачи:
- развитие психических функций (речевых, познавательной деятельности).
- формирование правильного, культурного поведения, умения взаимодействовать со сверстниками, с взрослым, в том числе выполнять его инструкции, достигать общих целей.
- освоение доступных навыков самообслуживания, простейших трудовых навыков.
- развитие социально — бытовой ориентировки.
- создание максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, физического, эстетического развития личности.
- формирование у ребёнка, адекватной современному уровню знаний и степени обучения, целостной картины мира, адаптация личности к жизни в обществе.
- улучшение здоровья детей через ЛФК, кружковую, оздоровительную работу.
Педагогическая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья строится на основе сочетания восстановления нарушенных функций организма с формированием приёмов их компенсации:
- разработка и реализация индивидуальной программы коррекционно-педагогической помощи ребёнку с ограниченными возможностями здоровья, динамическая психолого-педагогическая диагностика его развития в условиях обучения.
- помощь в решении личных проблем родителей, связанных с появлением ребёнка, имеющего проблемы в здоровье.
- информирование и консультирование родителей по вопросам воспитания и развития ребёнка — инвалида в семье, помощь в адекватной оценке возможностей ребёнка.
- интегрированный подход к планированию воспитательно-образовательного процесса.
В ДОУ разработана программа психолого-педагогической коррекции. Программа состоит из пяти разделов:
- «Мир моего детства» — знакомство с ребёнком, его интересами, выявление его проблем. Наблюдение на занятиях в группе. Применение диагностических методик.
- «Мир вокруг меня» — расширение кругозора, развитие эмоционально-волевой сферы. Формирование позитивного отношения к своему «Я» через общение со сверстниками. Активизация коммуникативных возможностей.
- Сказкотерапия. «Мир внутреннего творчества и фантазии» -развитие средств общения (речевых и невербальных), саморегуляции, творческих способностей и воображения. Ощущение чувства радости и уверенности в себе.
- «Мой внутренний мир» — развитие эмоционально-волевой сферы (саморегуляция, самоконтроль), эмпатии и умения слушать; активизировать потенциал личности.
- «Коррекционно-развивающие игры», «Психогимнастика» — работа по развитию чувствования собственного тела; снятие утомления, тонизирование организма, установка на преодоление трудностей.
Данную программу реализуют все педагоги ДОУ. Но особая роль в ней отводится именно воспитателю, особенно в создании эмоциональной атмосферы, его собственному настрою, эмоциональности его поведения. По мнению многих отечественных авторов, среди которых А.В. Запорожец, Л.А. Абрамян, М.И. Лисина, Т.А. Репина, эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей — инвалидов, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во — первых, понимать эмоциональное состояние другого, а во — вторых, управлять своими эмоциями. Воспитание через эмоциональное воздействие — очень тонкий процесс, требующий от ребенка определенных знаний и определенного уровня развития. Нельзя произвольно, по заказу вызвать то или иное чувство. Но чувства можно косвенно направлять и регулировать через деятельность, в которой они и проявляются, и формируются, то есть через продуктивные виды деятельности ребенка дошкольника: игру, художественное творчество.
В развитии позитивных эмоций у детей – инвалидов мы выделили главные задачи:
- создание атмосферы эмоциональной безопасности в группе ДОУ;
- вызывать у детей совместные эмоциональные переживания (радость, удивление);
- развивать умение обращать внимание и реагировать на мимику и жесты взрослого, его интонации;
- формировать у ребенка позитивный образ своего «я»;
- закреплять желание и готовность к совместной деятельности со взрослыми;
- учить детей обращаться друг к другу по имени, здороваться, прощаться, проявлять симпатию, сочувствие,
- развивать у детей умения и навыки выразительно в действиях отражать свое эмоциональное состояния;
- содействовать оптимизации детско — родительских отношений, поддерживать доброе отношение к маме, папе, близким людям.
Одним из средств достижения этих задач мы решили использовать бумагу.
Бумага— это особый вид конструктивного материала. Она, как правило, очень непрочная (легко рвется и мнется в руках ребенка). Вместе с тем, бумага обладает богатыми возможностями для развития детской творческой деятельности.
Для работы с бумагой от ребенка не требуется высокого уровня владения изобразительными средствами и техническими приемами. Эти средства успешно осваиваются детьми, способствуют общему психическому и эстетическому развитию, способствуют формированию позитивных эмоций и «ручной умелости».
Организация работы воспитателя
Для решения задач по развитию у детей с ДЦП положительных эмоций был создан курс занятий с использованием игр и упражнений с бумагой (элементы арт – терапии).
Цель курса – развитие позитивных эмоций у детей-инвалидов через соприкосновение с миром бумаги.
Продолжительность курса 4 года. Занятия проводятся с детьми 2 младшей, средней и старшей группах 2 раза в месяц. Продолжительность занятий в младшей группе – 10-15 минут; в средней – 15-20 мин.; старшей- 20-25 мин.
Курс занятий включает в себя в первую очередь разные виды игр и упражнений с бумагой, направленных на эмоциональное развитие дошкольника. В игре с бумагой активно формируются или перестраиваются психические процессы, начиная от простых и заканчивая самыми сложными.
Приведем несколько игр, способствующих оптимизации эмоционально — чувственной сферы ребенка:
- Игры с бумагой на накопление эмоций. Цель данной игры — создавать положительный эмоциональный настрой для каждого ребенка в группе детей.
- Игры с бумагой на эмоциональное общение ребенка со сверстниками и взрослыми. Цель: вызывать у детей радость от общения друг с другом и со взрослыми.
- Игры на преодоление негативных эмоций через бумагу. Цель: снять эмоциональное и мышечное напряжение, избавиться от страхов.
- Игры с бумагой на снятие эмоционального напряжения, релаксацию. Цель: снять эмоциональное и мышечное напряжение, расслабиться.
- Игры с бумагой на развитие эмпатии у детей. Цель: развивать у детей умения понимать чувства и состояния других людей, развивать способность сопереживать, сочувствовать.
Материал для занятий подбирается с учетом темы, а так же возрастных и индивидуальных особенностей детей. Знакомясь с разными видами искусства, дети испытывают положительные эмоции, на основе которых формируются образные представления, мышление, воображение. Это побуждает у детей стремление передавать воспринятую красоту в создании своих изделий.
В трехлетнем возрасте ребенок может бумагу лишь порвать, но год спустя готов активно работать с этим чудесным материалом. В четырехлетнем возрасте происходит творческий контакт с листком бумаги. Он может ее сворачивать, сгибать, склеивать. Дети начинают понимать, что из бумаги можно изготовить различные поделки, а затем играть с ними. При этом они начинают осваивать первые инструменты, которые необходимы в работе (ножницы). А еще узнают о чудесном составе из тюбика под названием «клей». Взрослея, дети учатся выполнять долее сложные работы из бумаги.
Дети — инвалиды любят делать поделки из бумаги своими руками, для изготовления которых не требуется инструментов, а нужна лишь ловкость рук. Складывая определенным образом бумагу, получаются забавные игрушки ( лодочка, кошелек …)
Так же в работе с детьми используются различные техники вырезания узоров; поделки из бумаги под названием «вытынайки»; квиллинг (птичье перо) – скручивание в спираль бумажных полосок. Чем глубже ребенок начинает погружаться в мир бумажных поделок, тем больше удивляется его красоте и широким горизонтам («смотрит на мир глазами художника»). Использование различных техник в работе с бумагой дают воспитаннику достаточно широкое и яркое представление об окружающем, взаимосвязи явлений и предметов, взаимопомощи, существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент приходится не столько на усвоение определённых знаний, сколько на развитие образного мышления.
Для развития позитивных эмоций у ребенка – инвалида необходимо создание не просто предметно — развивающей среды, а эмоционально — развивающей среды в группе, т.е. среды, способствующей разностороннему и полноценному развитию эмоционально — чувственной сферы ребенка – инвалида. Поэтому особое внимание было отведено оформлению интерьера группы (благоприятное цветовое оформление, удобная мебель, комфортный температурный режим, пространственное решение группы — это наличие специально — организованных зон, среди которых: «Уголок уединения, «Уголок настроения» и т. д.) (См. фото на слайдах).
Для обогащения средствами, обеспечивающими эмоциональное развитие ребенка — инвалида созданы картотеки игр и упражнений на каждый возрастной период. Разработаны схемы-анализы по изготовлению поделок из бумаги, расширен ассортимент бумаги, собрана коллекция бумаги. Разработаны текстовые рекомендации в виде памяток по сериям: «Создание условий психологического комфорта в группе» и «Способы эффективного общения с детьми».
Для отслеживания эффективности использования бумаги, как средства развития положительных эмоций у детей-инвалидов на различных этапах проводилась диагностика – обследование возможностей детей, эмоционально-личностного отношения к данной деятельности.
Наблюдая за детьми во время занятия, можно сделать выводы об эмоциональности детей, способности включаться в деятельность, об умении развития навыков сотрудничества и общения, о конфликтности. Как развита мелкая моторика у ребенка, его способность координировать движения рук, кистей рук, глаз, насколько целенаправлен замысел, и может ли он реализовать его. Раскрываются личностные особенности ребенка: концентрация внимания, умение доводить задуманное до конца.
В результате работы с бумагой нами отмечается динамика в развитии детей: преобладает положительный эмоциональный фон, дети становятся более активными, наблюдается снижение негативных эмоционально-поведенческих проявлений – стереотипов, внимание становится более устойчивым, повышается самоконтроль. Формируются сенсорные эталоны цвета, формы, величины. Показательны успехи детей в развитии речевой функции, некоторые дети с удовольствием демонстрируют свои успехи и способности.
Традицией детского сада стало проведение Декады инвалидов, посвящённой Международному Дню инвалида. В рамках декады дети – инвалиды готовят персональные выставки по изодеятельности, фотоальбомы «Вот как мы живем в детском саду», показывая свои достижения.
При организации педагогической деятельности с детьми-инвалидами самое важное помнить о том, что это не абстрактные единицы, а реальные люди, имеющие лицо и характер, которые проживают свою единственную жизнь. Усилия нашего педагогического коллектива направлены на то, чтобы наполнить эту жизнь и сделать ее яркой и неповторимой. А самое главное, что наш детский сад обеспечивает воспитанникам условия для реабилитации, социальной адаптации и дальнейшей интеграции в общество сверстников сначала в дошкольном учреждении, а затем и в школе.
Скачать. Конкурсное задание «Методический семинар»