Лексическая тема «Осень»

Опубликовано в рубрике: Уголок логопеда  Автор:    Просмотров: 2 410
Дата: 23.12.2014

Словарь и словообразование

Имя существительное.

          Осень, листопад, урожай, заморозки, дождь, ягоды, грибы, ящик, мешок, корзина, ведро, лукошко, стая, берлога, дупло, листва, пора, клён, ёж, белка, заяц, медведь, плащ, куртка, сапоги, портфель, школа, грибник, зонт, листья, лес.

Глагол.

          Опадать, кружиться, шелестеть, краснеть, желтеть, запасать, менять, сушить, засыхать, дуть, засыпать, собирать.

Имя прилагательное.

          Красный, жёлтый, оранжевый, бордовый, осенний, дождливый, холодный, рыжий, прохладный, ранний, поздний, золотой, разноцветный.

Наречье.

          Пасмурно, дождливо, холодно, рано, поздно, ярко, солнечно, ветрено, хмуро.

Антонимы

 Холодный – тёплый, ранний – поздний, пасмурно – солнечно,  жарко – холодно.

 Словообразование

  • Прилагательных от наречий (поздно – поздний, хмуро – хмурое…);
  • Глаголов от прилагательных (красный краснеть, жёлтый – желтеть…);
  • Прилагательных от существительных (холод – холодный, клён – кленовый…);
  • Прилагательных от словосочетаний (день с солнцем – солнечный ….);
  • Существительных от существительных (гриб – грибник, ягоды – ягодник);
  • Сложных слов (листопад).

Подбор родственных слов (однокоренных слов).

Гриб – грибок, грибочек, грибник, грибной.

Ягода — ….

Лист — …

Лес — …

Многозначность

Лист, ножка, шляпка.

Грамматические задания

  • «Что бывает осенью?» (расширение лексического запаса по изучаемой теме).
  • Подбор признаков к предмету. Согласование существительных и прилагательных.

Какой сегодня день? Дождливый холодный день. Какая осенью роща? Золотая роща. Какой осенью лес? Разноцветный лес. Какое на небе облако? Лёгкое облако…

 Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падеже.

Лист – листья – много листьев

Гриб – грибы – много грибов

Дождь – дожди – много дождей

Ягода – ягоды – много ягод…

  • Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными.

Один гриб; моё лукошко; много ягод.

  • Предложно-падежное управление (родительный, винительный, творительный, предложный падежи).
  • Пойдём вы лес (предлог «за»: за грибами, за ягодами, за разноцветными листочками).
  • Наберём грибов (предлоги «в», «у», «за», «под», «между»: в корзину, в ведро, за пеньком гриб, под ёлкой, у сосны, между берёзами…).
  • Соберём урожай (предлог «в»: в мешок картошку, в ящик помидоры…).
  • Звери готовятся к зиме (ищет берлогу, готовит запасы, меняет шёрстку…).
  • С какого дерева листок? (предлог «с»: лист с берёзы, с осины…).
  • Употребление падежных окончаний.

«К нам пришла осень».

Мы ждали … осень.

Долго не было … (осени).

Мы рады … (осени).

Мы одеваемся тепло … (осенью).

Мы любим … (осень).

Развитие психических функций

  • Загадки о предметах по теме.
  • Золотые, тихие

Рощи и сады,

Нивы урожайные,
Спелые плоды.

И не видно радуги,
И не слышен гром.

Спать ложится солнышко

Раньше с каждым днём. (Осенью)

  • Шёл долговяз,
    В сыру землю увяз. (Дождь).
  • Растут – зеленеют,

Упадут  — пожелтеют,
Полежат – почернеют. (Листья)

  • Ассоциативная цепочка к слову «Осень»

Лист, лужа, гриб, корзинка…

  • С какого дерева листок? (подобрать листок к дереву).

Это лист с берёзы – берёзовый  лист, а этот лист с осины – осиновый лист…

  • Проблемные вопросы:
  • Как сохранить воспоминания об осени?
  • Что будет, если листья не опадут; питцы не улетят; заяц и белка не поменяют цвет шубки?
  • Что хорошего, что плохого для человека в таких явления, как дождь, ветер?
  • Почему так называют: листопад, грибник, ягодник, школьник?
  • Объясни значение выражений:
  • Сесть в лужу.
  • После дождичка в четверг.
  • Дрожи, как осиновый лист.
  • Да – нетка

 Задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет».

  • Перескажи рассказ Н. Сладкова «Осень на пороге».

(адаптированный текст)

— Жители леса! – закричал утром мудрый Ворон. – Осень у лесного порога, все ли к её приходу готовы?

Как эхо донеслось из леса:

— Готовы, готовы, готовы…

— А вот мы проверим! – каркнул Ворон. – Перво-наперво осень холод в лес напустит – что делать станете?

Откликнулись звери:

— Мы, барсуки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся!

Мы, барсуки, еноты, в тёплые норы спрячемся!

Мы, ежи, медведи, сном беспробудным уснём!

Мы, перелётные птицы, в тёплые края улетим!

  • Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик погулять»
Раз, два, три, четыре, пять, Вышел дождик погулять. Шёл неспешно, по привычке,

А куда ему спешить?

Вдруг читает на табличке:

«По газону не ходить!»

Дождь вздохнул тихонько:

— Ох!

 И ушёл.

Газон засох.

Удары по столу пальчиками обеих рук. Левая начинает с мизинца, правая – с большого пальца.Беспорядочные удары по столу пальцами обеих рук.«Шагают» средним и указательным пальцами обеих рук по столу.)

Ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу.

Часто и ритмично бьют в ладоши.

Один хлопок.

Ритмичные удары по столу.

 

Обсуждение

Для того, чтобы добавить комментарий, необходимо войти на сайт.

 
Copyright © 2019 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Кургана «Детский сад комбинированного вида № 87 «Петушок».
Все права защищены

Дизайн основан на материалах сайта Темы WordPress